Министерство здравоохранения РХ

ГКУЗ РХ "Республиканский Центр медицинской профилактики"

1 сентября – День знаний Советы родителям

Здоровье школьника – одна из самых актуальных тем в сентябре. Как помочь ребенку, предупредить негативные факторы, смягчить стресс? Психическому благополучию ребенка необходимо уделять особое внимание, особенно первокласснику. Очень сложный период первоклассник переживает в первые 6-8 недель учебы. По данным Института возрастной физиологии РАО, напряжение сердечно-сосудистой и дыхательной систем первоклассников, когда они просто сидят на уроке, можно сравнить с напряжением космонавта в невесомости! Это экстремальные нагрузки, родители должны это понимать и изо всех сил стараться облегчить ребенку адаптацию. Старайтесь быть как можно спокойнее и мягче. Очень серьезен стресс начала учебного года и в 5 классе. Переходя из начальной школы в среднюю, пятиклассник попадает в новые условия, почти как в 1 классе. Нагрузки растут, а тем временем у ребенка начинается очень сложный период полового созревания. Именно в 10-11 лет – начальный этап пубертата. Причем, если психологически более сложен завершающий этап в 14-15 лет, то физиологически труднее именно 5-6-классникам. Это настоящая эндокринная буря: перестраивается вся гормональная система организма. Из-за гормональной перестройки все структуры мозга начинают работать менее согласованно, возвращаются на уровень, какой был у ребенка в младшем возрасте. Исследования показывают, что в этот период ухудшаются внимание, восприятие, память. Парадокс: 11-летний ребенок должен быть более работоспособным, чем 9-летний, но объективно ему труднее учиться. В течение года тоже есть сложные периоды, их важно учитывать. Существует динамика заболеваемости в течение учебного года. И у младших, и у старших школьников пики приходятся на конец каждой четверти, а главный – в феврале. С точки зрения физиологов учебный год выглядит так: первые 4-6 недель – врабатывание, оптимальная работоспособность – с середины октября до 20-25 декабря, потом спад, совпадающий с зимними каникулами. Если школьник во время каникул хорошо отдохнет, то трудную третью четверть и февраль (самый тяжелый месяц года), переживет нормально. Влияют и другие циклы, такие, как день и неделя. Циклы спада и подъема работоспособности одинаковы для больших и малых промежутков времени. Неделя, день и даже урок имеют те же закономерности: вначале - врабатывание, работоспособность повышается, какое-то время держится на высоком уровне. Постепенно развивается утомление, и тогда необходимо как следует отдохнуть. Если это удается сделать, дальше будет новый подъем. Если взять день, то после 13 часов идет спад, в это время нужно пообедать, погулять, и тогда в 15 часов с новыми силами можно будет сесть за уроки. Вторник и среда – дни самой высокой продуктивности. Четверг хорошо сделать разгрузочным днем, тогда в пятницу и субботу снова можно хорошо поучиться без лишнего стресса. Родителям нужно всегда поддерживать и подбадривать ребенка. Он должен знать, что вы любите его не за пятерки. Будьте особенно внимательны в период окончания четверти. Ребенок и так нервничает из-за контрольных и оценок. Не добавляйте к школьному стрессу домашний, не давите на ребенка и не ругайте. Обязательно следите за режимом дня. Младшеклассник должен спать 10 часов и проводить на воздухе 2-2,5 часа в день.

Информация подготовлена республиканским центром медицинской профилактики по материалам журнала «Здоровье» № 9, 2010 г.