Министерство здравоохранения РХ

ГКУЗ РХ "Республиканский Центр медицинской профилактики"

10 октября - Всемирный день психического здоровья Наперекор стрессам и депрессиям

Принято считать, что все болезни – от нервов. И это – увы – жестокая правда. С каждым днем нас все чаще «атакуют» стрессы, и осаждают депрессии. Поэтому для каждого человека крайне важно сберечь свою психику, а там, глядишь, и остальные недуги отступят. Потому что генотип каждого из нас уникален, а человеческая психика очень пластична и легко поддается постороннему воздействию. На это могут повлиять и особенности воспитания, качество восприятия и общения, а главное – окружающая среда. Согласитесь, иногда мы сами не замечаем, как легко нас «разводят» мошенники всех мастей: от лже-лекарей и горе-экстрасенсов до организаторов финансовых пирамид и мифических лотерей. Если у человека есть проблемы с психикой в зрелом возрасте, тут слова бессильны, ему нужна помощь квалифицированного психолога. А вот детям еще можно и нужно помочь. Начнем с малышей. Наверное, ни для кого не секрет, уже в начальной школе заметно, что биологический возраст части учеников несколько отличается от интеллектуального развития. Причины могут быть любые: состояние здоровья, семейные условия, особенности мышления и т.д. А к подростковому возрасту это различие возрастает. И вот тут родителям нужно держать ушки на макушке. Последствия могут быть непредсказуемыми, вплоть до суицида. Прежде всего – никогда не сравнивайте своего ребенка с другими по принципу: вот Петя – отличник, а ты – балбес. Но ведь каждый человек – результат уникального сочетания гено и фено-тинических обстоятельств, и другого такого в мире никогда не было и не будет! И учителям не стоит общаться с ребенком по типу: все могут, значит, и ты должен. Хотя надо бы не подгонять всех под общий стандарт, а добиться, чтобы ребенок сегодня показал себя лучше, чем вчера, и оценить его знания более высоко. Понято, что сегодня, когда дети являются в некотором роде «принимающим устройством», а педагог – «транслятором информации» (которого в большинстве случаев вполне может заменить компьютер), говорить об индивидуальном подходе к ребенку практически бессмысленно. Создать комплекс неполноценности легко, а вот вытащить из этого психологического состояния непросто. Как отмечают специалисты, самые сильные стрессы происходят именно в юном возрасте, когда психика наиболее ранима и восприимчива к любой информации. И, если вы поговорите с сотрудниками следственных органов, они вам скажут, что половина преступлений «родом из детства». Если ребенок предоставлен сам себе, если ни семья, ни школа не интересуются особенностями его темперамента, памяти, мотивацией его поступков, то едва ли можно рассчитывать в будущем на взрослого человека с абсолютно нормальной психикой. Именно от состояния социальной и психологической неудовлетворенности происходит снижение уровня психического здоровья. В свое время моя мудрая бабушка (а уж ее-то жизнь била по полной: сталинские лагеря, гибель сына на фронте и дочери в блокадном Ленинграде) дала мне несколько советов. Начинать каждый день с улыбки. Не считать несчастьем сломанный ноготь или подгоревший пирог, несчастье – это болезнь твоих родных и близких. И наконец: все на свете поправимо, непоправима только смерть. Поэтому, уважаемые читатели, пожалуйста, позаботьтесь о своем душевном самочувствии. Не «накачивайте» себя, чтобы потом срываться на окружающих, типа: ах, я вся такая нервная. Не поучайте по поводу и без оного своих детей, у них ведь тоже нервы, а не канаты. И вообще, не распускайте себя, помните: от психологии до психиатрии – рукой подать!

Будьте здоровы!

Евгения Залеская