Министерство здравоохранения РХ

ГКУЗ РХ "Республиканский Центр медицинской профилактики"

Психологическая подготовка к ЕГЭ Советы родителям

Совсем скоро для школьников наступит пора очень важного экзамена – единого государственного экзамена (ЕГЭ). Этот экзамен постоянно пугает не только учеников, но и их родителей. Успешная сдача ЕГЭ – это общая задача, в решении которой и у семьи, и у школы своя зона ответственности. Задача родителей в период подготовки к экзаменам — быть носителем здравого смысла, иметь положительный и благоприятный настрой. Ваш настрой влияет на настрой детей. Все, что вы говорите сыну или дочери, ребенок принесет на ЕГЭ. И все сказанное будет вместе с ним в течение экзамена. Каким тоном мы говорим, какой прогноз и результат озвучиваем, чем загружаем ребенка — все это может повысить или понизить самооценку, улучшить или ухудшить эмоциональное состояние. Как способствовать психологическому благополучию ребенка, а также держать в руках самого себя? Вот несколько правил. Поведение родителей. В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением. Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может. Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее выполнить те задания, на которые он знает ответ, чем переживать из-за нерешенных. Важно обсудить с ребенком ситуацию, когда он не набирает нужных баллов (желательно, чтобы такое не произошло), но ситуации бывают разные. В этом случае необходимо рассмотреть запасные варианты, может даже на уровне среднего профессионального образования, все это необходимо во избежание потерянности и растерянности ребенка при недоборе баллов. Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый (ая) любимый (ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны. Исключайте негативные высказывания в адрес вашего ребенка по поводу ЕГЭ, лучше говорите позитивно, например, «у тебя все получится», «ты справишься», «я всегда буду тебя поддерживать, любить и уважать, независимо от твоей оценки за ЕГЭ»! Организация занятий. Очень важно понять, в какой помощи нуждается ребенок, и это еще одна задача родителей на этом этапе, вы видите ребенка каждый день и знаете его лучше всех. Кому-то нужна помощь в распределении тем для заучивания, кому-то в четком контроле в подготовке ЕГЭ, а кто-то, имея высокую самостоятельность, в этом не нуждается. На данном этапе, важно узнать у ребенка, спросив у него: «Как я тебе могу помочь в подготовке и сдаче ЕГЭ? В чем тебе нужна моя помощь?». Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (медлительные, активные, тревожные). В ее разработке родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности, развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех! Помогите распределить темы подготовки по дням. Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься! Верьте в его успех! Важно понимать, что волнение в любом случае будет, оно даже полезно, но полезно только легкое волнение. Оно стимулирует, держит в тонусе и это помогает сдать экзамен на хорошем уровне. Другое дело, когда волнение очень сильное. Здесь важна конкретная помощь, требующая выяснения причин волнения и снятия напряжения. Поэтому на этапе подготовки и сдачи ЕГЭ важно наблюдать за состоянием детей. Что можно предложить ребенку? Если устали глаза часто поморгать, 40 – 60 секунд смотреть на естественный зеленый цвет. Если кружится голова, можно перевести взгляд с одного на второй, третий, четвертый и т.д. объекты. При нервной дрожи сделать вдох, затем выдох (повторить 3 – 6 раз), сделать медленный вдох и долгий выдох. Для активизации мозговой деятельности растирать сверху вниз уши, слегка прикусить кончик языка, нажать на область между носом и верхней губой, где заканчиваются зубы, поерзать. Можно использовать еще один механизм, повышающий эффективность подготовки к экзамену - так называемые формулы самовнушения. Например: «Мой мозг работает хорошо. Мысли ясные, четкие, я уверен в себе», «Моя память работает хорошо. Я все помню», «Я ощущаю бодрость и уверенность в себе», «Моя речь спокойная, уверенная, неторопливая». Самое главное в таких формулах не использовать частицу «НЕ». Для расслабления и улучшения общего состояния необходимы:

- ритмичное дыхание (глубокий вдох, задержка дыхания, медленный выдох),

- прогулки на свежем воздухе,

- правильное питание и спорт,

- медитативно-релаксационное упражнение «Визуализация».

Найдите спокойное место, закройте глаза, сконцентрируйте все свое внимание на своем дыхании и начните представлять различные приятные воспоминания, ситуации, местности, где хотели бы оказаться. Важно, чтобы мысленные представления были направлены не только на зрительные ощущения, но и на тактильные, слуховые, вкусовые (например, представьте, как песок касается ваших ступней, как шумит море и т.д).

Желаю удачи!

Психолог Республиканского центра медицинской профилактики Ирина Мананникова