Министерство здравоохранения РХ

ГКУЗ РХ "Республиканский Центр медицинской профилактики"

Первый раз в первый класс.

Ваш ребенок пошел в 1 класс! Это, несомненно, радостный и в то же время волнующий период в жизни. Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других  одну четверть, у третьих  растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

В 6–7 лет, меняется психологический облик, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе. Не все дети, достигшие школьного возраста, готовы к учебе одинаково. Многие первоклассники еще не достигают так называемой школьной зрелости, и учеба в школе бывает им не по силам. Причины тут в том, что не у всех детей к шести годам достаточно развиты центральная нервная, опорно-двигательная системы, зрительный и слуховой аппараты. Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования школы.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника. Родители должны четко оценивать состояние своего первоклассника, поддерживать серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Родители, помните! Необходимо поддерживать в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Установите определенное время, когда надо садиться за уроки (в 15-16 часов), научите организованно, сосредоточенно, без отвлечений заниматься самостоятельно. Утомление наступает у первоклассников уже через 30 минут, 5-10 минут физкультпаузы восстанавливают работоспособность, повышают внимание и интерес к работе. Часто первоклассникам нужна помощь родителей, но старайтесь, чтобы она не обернулась во вред. Бывает ведь так: родители не позволяют ребенку делать домашнее задание самостоятельно, и поэтому он садится за уроки, когда родители приходят с работы, то есть в 18-19 часов, а в это время у ребят самая низкая работоспособность. В результате у первоклассника больше уходит времени на подготовку уроков, качество работы невысокое, да и дети устают быстро.

Первокласснику необходимо четырехразовое полноценное питание. Утром, перед школой, ребенку обязательно надо дать горячий завтрак.

Спать первоклассник должен 11-12 часов в сутки, при этом шестилеткам необходим дневной сон. Нужен он также семилетним детям, перенесшим ревматизм, страдающим хроническим тонзиллитом, отстающим в физическом развитии или с легковозбудимой нервной системой. Ребенок должен ложиться спать в одно и то же время. Перед сном не следует играть в шумные и азартные игры, смотреть эмоциональные телепередачи. Тихие игры, прогулки, чтение вслух перед сном вашему первокласснику - лучшее средство успокоить его, подготовить ко сну. Комнату хорошо проветрите, а лучше всего приучите детей спать при открытой форточке в любое время года. Широкий доступ воздуха и прохлада в комнате (не выше 18°) делают сон глубоким и спокойным.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения («Молодец!», «Ты так хорошо справился!», «У тебя хорошо получается!»). Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы – это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры.

 

 

 

Ведущий психолог

ГКУЗ РХ

«Центр медицинской профилактики»                   Оксана Геннадьевна Кононенко