Министерство здравоохранения РХ

ГКУЗ РХ "Республиканский Центр медицинской профилактики"

«Маленький – взрослый человек» Как разговаривать с подростком

На приёме у психолога первой фразой, услышанной от подростка, зачастую является: «Родители меня не слышат, я им говорю, что мне надо, а они или всё запрещают, или вообще не хотят со мной разговаривать. Я же уже взрослый». В наше стремительное время, когда у родителей одна мысль, как бы прокормить семью, заработать побольше денег, остаётся мало сил и времени на разговоры со своими детьми. И когда к психологам обращаются семьи с проблемами во взаимоотношениях с детьми, специалисты всегда советуют: «Хотя бы немного, по полчаса, но каждый день беседуйте со своими детьми об их проблемах, друзьях, учёбе, планах. Конечно, подросток вот так сразу же не раскроется вам, но терпение, доброжелательный тон, ненавязчивость сделают своё дело. И поверьте, вы сразу заметите, что ребёнок станет к вам ближе и доверительней. Вам самим будет спокойнее на душе – вы будете чувствовать себя более уверено, как родитель». Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания ребёнка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Для подростка характерны две сферы общения: со взрослыми и со сверстниками. Влияние сверстников, как бы оно ни было велико и субъективно значимо, не может умалить того значения, которое имеют для развития подростка непосредственные контакты со взрослыми, совместные с ними дела и занятия, совместный с ними труд. Именно в совместной деятельности взрослый имеет реальные возможности направленно влиять на формирование личности подростка, на процесс его возмужания. Поэтому чрезвычайно важно для него найти правильную позицию в отношениях с подростком. Родителей волнует вопрос о том, как строить отношения с подростком, как добиться авторитета у своего ребёнка. Давайте посмотрим, какие требования предъявляют к взрослым сами подростки. С одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестуя против мелочной опеки, контроля и недоверия. С другой стороны, испытывает тревогу и опасения, сталкиваясь с новыми, трудными для него проблемами и задачами, ждёт от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаться в этом. Большой знаток детской души В. Сухомлинский ясно подметил противоречие во взаимоотношениях подростка и взрослого: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пелёнками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я – самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу её, думаю о ней, хочу достичь её, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги; и чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, чем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины» (Сухомлинский В. «Рождение гражданина»). Эту сложность и противоречивость внутреннего мира подростка взрослый должен понять, именно на основе этого понимания строить свои отношения с ним. Взрослый должен быть другом подростка, но другом особым, отличным от друга-сверстника. Взрослый друг – руководитель. Его задача помочь ребенку познать себя, оценить свои способности и возможности, найти своё место в сложном мире взрослых. Наличие взрослого друга – важнейшее условие нормального развития, правильного формирования личности ребёнка в самый трудный период его жизни. Потребность во взрослом друге очень остра у подростка. В семье, в школе, в каких-то других сферах общения он ищет такого друга. А где он его найдёт, кем тот окажется – во многом зависит от того, какова атмосфера в семье, каков микроклимат отношений, окружающий подростка. Ошибку совершают те родители, которые, боясь перегрузки детей в учении, освобождают их от каких-либо обязанностей в семье. Это крайность, приводящая, как правило, к нежелательным последствиям: развиваются эгоизм, пренебрежение к труду. Расширяя обязанности подростка, нельзя забывать о том, что он должен иметь в семье и определённый, более широкий, чем младший школьник, круг прав. Основанием для этого служат его возросшие возможности. Подросток может участвовать в обсуждении семейных и общественных дел, в разговорах и беседах о литературе, искусстве, кино. Уважительно относитесь к его мнению. Если он заблуждается, поспорьте с ним, но не отмахивайтесь: «Мал ещё рассуждать об этом!» Подросток чутко реагирует на отношение к нему взрослых в семье и готов активно отстаивать своё главное право на уважение. И поэтому очень часто в семьях, даже, на первый взгляд, благополучных, возникают конфликты родителей и детей. Если вам тяжело общаться со своим ребёнком, если вы почувствовали, что ваш подросток становится замкнутым, отдаляется от вас, и вы не можете справиться с этим – обращайтесь к специалистам.

Специалисты Антикризисного центра (психологи и психотерапевты), расположенного по адресу: г. Абакан, пр. Ленина, 36, окажут помощь:

родителям, нуждающимся в совете по вопросам воспитания детей, трудностей в общении с ними;

молодым людям, которые находятся в сложном, трудном положении и не видят возможности выйти из него, но которые хотят найти выход из конфликтной ситуации, наладить отношения в семье, с родителями, друзьями и сверстниками; тем, кто хочет изменить себя, но не знает, как это сделать;

всем, кому необходима поддержка, доверительный разговор по душам, помощь и внимание.

Также в Республике Хакасия функционирует телефон доверия (экстренной психологической помощи) 8-800-250-44-25 – специалисты-психологи, работающие на данном телефоне, круглосуточно, анонимно и бесплатно помогут вам найти выход из сложившейся ситуации.

Главное, не бойтесь обращаться за помощью, знайте – вы не одни в своей проблеме!

Медицинский психолог Антикризисного центра ГБУЗ РХ «Республиканский клинический психоневрологический диспансер»                          Наталья Викторовна Рютина