Министерство здравоохранения РХ

ГКУЗ РХ "Республиканский Центр медицинской профилактики"

Здоровье детей и подростков

 

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И  ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРУЮЩИЕ 

 

«Здоровье  -  не все, но все без здоровья - ничто»
                             Сократ

  Здоровье достаточно многогранная категория.

  Здоровье детей зависит от комплекса биологических факторов и социально-экономических условий, образа жизни и особенно поведенческих привычек. Ребенку в современных условиях, насыщенных различными факторами физической, химической, биологической природы, огромным объемом психо-эмоциональных воздействий, сохранить здоровье непросто. Вследствие этого проблема формирования здорового образа жизни относится к числу глобальных, имеющих важное значение для всего человечества.

По определению Всемирной организации здравоохранения:  

ЗДОРОВЬЕ – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.  (Устав ВОЗ′ а, 1948г.)                                                                                                      

Медицинские критерии оценки здоровья ребенка  (подростка).

·        Наличие или отсутствие хронических заболеваний;

·        Уровень развития основных функциональных систем;

·        Степень сопротивляемости организма (частота заболеваний за год);

      ·       Достигнутый уровень физического развития и степень его гармоничности. 

                                                              

 ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (ЗОЖ)   – система взаимосвязанных между собой видов деятельности и мотивированного поведения, которая соответствует биологическим и социальным потребностям, способствуя благоприятному росту, развитию и формированию здоровья детей и подростков.

Формирование здорового образа жизни   должно проводиться постоянно и последовательно, начиная с информации, т.е. приобретения знаний о здоровье и факторах его формирующих.

 

Факторы риска для здоровья детей и подростков.

   Факторами риска являются неблагоприятные условия окружающей среды, а также те, которые превышают уровень адаптационных возможностей растущего организма.

Здоровье детей зависит от следующих факторов:

1.   Биологические   (пол, возраст, генетическая предрасположенность) – на 15 %;

2.   Экологическая среда (качество воздуха, воды, продукты питания и др) – на 15 %;

3. Образовательная среда (условия, программа, режим  обучения, учебные нагрузки) – 30 %;

4. Социальная среда  (условия, образ жизни, режим дня, питание, физическое воспитание и др) – 40 %.

Повлиять на биологические и экологические факторы  невозможно, но образовательная и социальная среды составляют львиную долю вклада в формирование здоровья детей и подростков. Образовательная и социальная среды являются модифицируемыми, т.е. их можно корректировать.  Для этого нужно изменить существующий образ жизни, условия обучения, характер питания, режим труда и отдыха,  физическую активность с целью сохранения и укрепления здоровья детей и подрастающего поколения.

Успеха можно достичь только при условии партнерского взаимодействия, объединив усилия медицинских работников, педагогов, психологов, социальных работников, родителей  и  самих детей.

 

Информация подготовлена главным врачом ГУЗ РХ «Центр медицинской профилактики»  Н.Ю. Крамаровской.

 

Используемая литература:

1. Доклады  д.м.н., профессора, академика РАМН, заслуженного деятеля науки РФ  А.Г. Сухарева.

2. Под ред. А.Г. Сухарева. «Формирование здорового образа жизни у детей». Учебно-методическое пособие.- Москва.:  2006 г.