Министерство здравоохранения РХ

ГКУЗ РХ "Республиканский Центр медицинской профилактики"

Детское насилие

Детское насилие

       В настоящее время все острее ощущается проблема насилия в мире, об этом свидетельствуют  СМИ, личный опыт и   повседневные наблюдения практически каждого человека. Спешка, желание всё успеть, всё более нарастающее напряжение, раздражение, враждебность по отношению  друг к другу, агрессия, эгоизм, плохое материальное положение, приоритет материального над духовным  - всё это факторы, которые усугубляют ситуацию. Ввиду своей беззащитности, дети  являются группой, которая чаще всего подвергается насилию. Став жертвой, пережив этот жизненный  сценарий, такой ребёнок с большей вероятностью, чем не подвергавшийся ранее насилию, сам будет совершать насильственные акты как по отношению к более слабым сверстникам сейчас,  так и получив определённую власть и став родителем в будущем.

       Насилию часто предшествует враждебность - реакция, связанная  с развитием негативного чувства и негативной оценки людей и событий. Враждебность требует своего выражения, в противном же случае, она ведёт к напряжению, агрессии и, как следствие, насилию.

       Причины возникновения враждебности и насилия разнообразны и, как правило, действуют в комплексе. Рассмотрим некоторые из них:

  • Культурные и социальные (социально-экономическое состояние в стране, демонстрация агрессии и враждебности в СМИ, недооценка проблемы насилия в обществе, проблемы законодательства (незнание детьми своих прав, отсутствие четких границ при определении понятия «насилие»).
  • Внутрисемейные (плохое материальное положение, неполная семья, конфликтность членов семьи, родители, по отношению к которым в детстве так же совершалось насилие («возвращение в детство»).
  • Личность родителя  (наличие у родителя таких черт характера, как тревожность, депрессивность, повышенная раздражительность, эмоциональная неустойчивость; плохие социальные навыки, употребление алкоголя, наркотиков, умственная  отсталость, молодой возраст  и т.д.)
  • Другие факторы (нежеланные дети, дети с физическими и психическими отклонениями, недоношенные, с расстройствами поведения и т.д.)

       Существует определённая закономерность: одни дети неоднократно подвергаются насилию, другим же удается его избегать. Кто чаще всего подвергается насилию?

       По мнению Н. В. Тарабриной (2001), чаще жертвами насилия, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников, становятся дети, с которыми жестоко обращаются в семье, поэтому они привыкли быть жертвами со стороны сильных и, по примеру, сами применяют насилие в отношении более слабых. Наибольший риск стать жертвами насилия также существует у детей, воспитывающихся в условиях безнадзорности, беспрекословного подчинения и эмоционального отвержения, которые не  получают достаточного ухода и эмоционального тепла, имеют отставание в психофизическом развитии.

       Общие последствия детского насилия разнообразны - от синяков и ран до проблем социализации и суицидов. К основным и наиболее часто встречающимся последствиям относятся:

  • задержка в физическом, речевом развитии, в росте (у дошкольников и младших школьников);
  • снижение концентрации внимания, поскольку все переживания ребёнка заняты травматическим опытом;
  • импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;
  • самонаказания и самоистязания ребёнка, связанные с тем, что он может  считать себя виновным в происходящем;
  • усталость, апатичность, отклонения в поведении, противоправное поведение.
  • ночные кошмары, нарушения сна, страхи, боязнь гнева;
  • депрессия, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.
  • уступчивость, податливость;
  • попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни (у подростков).

фото с сайта open.az 

        К более отдаленным последствиям насилия можно отнести психические расстройства, недоверие к людям и миру, сексуальные нарушения, трудности построения длительных, доверительных отношений  и т.д. 

        Таким образом, насилие - сложная, многоаспектная проблема, последствия которой порой оказывают влияние на весь жизненный сценарий человека.

Информация подготовлена специалистами ГУЗ РХ "Центр медицинской профилактики" по следующим материалам:

  1. Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М. Академия, 1996 г.
  2. Н.В. Тарабрина. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб, Питер, 2001 г.
  3. О. Здравомыслова. Насилие в семье и кризис традиционной концепции воспитания (www.fond-detyam.ru).
  4. Материалы сайтов www.vosp.ru, www.ergosolo.ru.

Также Вы можете прочесть другие актуальные статьи:

- "Объявлен победитель Гранта негосударственным некоммерческим организациям РХ, направленный на охрану здоровья населения РХ";

- "Стенокардия";

- "Тревога и тревожность";

- "Об итогах  Республиканской акции "Школьники Хакасии – за здоровый образ жизни";

- "Как уберечься от гриппа";

- "У кого высокий риск преждевременной смерти";

- "Миокардит".