655162,Республика Хакасия, г.Абакан,
ул.Чертыгашева, дом 40, 1 этаж
8(3902) 34-33-07
8(3902) 34-33-02
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам. (Сократ).

Тренируем память ребенка

Далеко не все дети способны быстро и прочно запоминать информацию, но это поправимо: память поддается тренировке. Для этого сначала нужно разобраться, какие именно виды памяти нуждаются в коррекции.

 

Классификация памяти

Память бывает нескольких видов:

Слуховая — запоминание разных звуков, например, музыкальных, речевых.  Зрительная хранит и воспроизводит зрительные образы. Двигательная воспроизводит в нужный момент сохраненные движения. Эмоциональная — это память переживаний. Замечено, что лучше запоминается то, что задевает чувства, заставляет «пропустить событие через себя».

 

У каждого человека преобладает тот или иной вид памяти. Кто-то легче воспринимает информацию, прочитанную или увиденную самостоятельно, а кому-то нужно ее услышать, чтобы запомнить. Одни дети быстро усваивают движения на физкультуре, а другим требуются многочисленные повторения.

Прежде нужно усвоить три «кита» хорошей памяти.

Первый: запоминается легче то, что вызывает яркие впечатления. Именно поэтому информация должна даваться детям в доступной и интересной форме.

Второй: повторение. Наибольшее количество повторений делает запоминание прочным. Касается это и устного текста, и способа действий (например, алгоритм решения), и последовательности движений (танец или физические упражнения).

Третий: ассоциация. Любую информацию лучше сравнивать (ассоциировать) с чем-то понятным ребенку, задавая вопрос: на что это похоже?

Зная, какая именно память нуждается в коррекции, выбираем нужные упражнения и начинаем тренировку.

 

Слуховая память

«Добавь словечко». Взрослый придумывает фразу, а ребенок повторяет ее и добавляет свое слово. Старший повторяет фразу с новым словом и добавляет еще одно новое. И так далее. Например, «Я возьму с собой книгу», «Я возьму с собой книгу и яблоко», «Я возьму с собой книгу, яблоко, конфету», «Я возьму с собой книгу, яблоко, конфету, кружку». Набор слов может быть тематическим (имена людей, породы собак, названия городов), а может быть совершенно бессистемным (случайные числа или слова). Кстати, играть можно как вдвоем, так и большой компанией. «Ищем пару». Взрослый читает пары слов, а затем называет одно слово из пары, предлагая ребенку назвать второе. Пары лучше брать логически связанные, чтобы у ребенка развивалась одновременно логическая память. Например, роза — ваза, учитель — указка, бабочка — луг, заяц — лес, рыба — река. Количество пар нужно постепенно увеличивать, а связь между словами делать менее очевидной. «Повтори ритм». Взрослый простукивает или прохлопывает определенный ритм и просит ребенка повторить его. Начинать нужно с самого простого, постепенно усложняя ритмический рисунок. «Откуда это?». Взрослый предлагает ребенку назвать произведение, из которого воспроизводится отрывок — из песенки, стихотворения или фразы. Можно попросить назвать персонажа или автора. Затем нужно поменяться ролями.

Зрительная память

«Цветные картинки». Взрослый выкладывает несколько цветных картинок в определенной последовательности, потом перемешивает их и просит повторить раскладку. Задание можно усложнять, увеличивая количество картинок. «Нарисуй так же». Ребенку предлагается рисунок из геометрических фигур (машина, человечек, кошка, инопланетянин и т.д.), который через пару минут убирается. Нужно нарисовать такой же. Со временем можно усложнить задание, увеличив количество фигур. Для этой игры подойдет геометрическое лото, где детям на некоторое время показывается образец и предлагается сделать фигурку по памяти. «Что изменилось». На столе или ковре располагаются предметы или игрушки. Ребенок внимательно смотрит на расположение, затем отворачивается, а взрослый что-то меняет: перемещает, убирает, добавляет. Ребенок, повернувшись, должен сказать, что изменилось.

Двигательная память

Любой двигательный навык осваивается многочисленными повторениями. «Тир». На стене на уровне глаз ребенка размещается лист, на котором нужно с закрытыми глазами нарисовать точку. Опустив руку и досчитав до пяти, в эту точку нужно попасть карандашом. Чем меньше расстояние между точками, тем лучше развита двигательная память. Можно усложнять задачу, добавляя вторую и третью точки и используя карандаши разного цвета. «Архитектор». Упражнение также делается с закрытыми глазами. Только теперь лист перед собой и рисовать нужно линию. Опустив руку на колено и подождав несколько секунд, рисуется линия такой же длины. Цель – рисовать одинаковые по длине линии. Упражнение усложняется количеством разноцветных линий. Надо стараться больше работать руками — развивать кисти: лепить, рисовать, заниматься резьбой по дереву.

Эмоциональная память участвует в работе всех видов памяти.

Возможности детского мозга велики. Занимайтесь со своим ребенком и берегите его от переутомления – это основа для развития памяти.